Тигр II

Королевский Тигр

Этот последний немецкий тяжелый танк — Тигр-II или Королевский Тигр, называли гибридом между «Фердинандом» и «Пантерой». От первого он получил знаменитую 88-мм пушку, а от второй — форму корпуса с рациональными углами наклона броневых листов. Появился этот танк как результат настойчивого желания Управления вооружений германского вермахта и самого фюрера вооружить танк очень удачной и могущественной пушкой. Тем самым будущему танку предназначалась роль истребителя танков. А как только наступательное оружие, каким, безусловно, являются танки, создается в ответ и для борьбы с танками противника, оно становится уже оборонительным оружием и неизбежно теряет одно из главнейших качеств, в данном случае маневренность и подвижность. Уже не так важно, какой окажется масса машины, главное — толщина брони и вооружение. И скорость не важна, и проходимость. Такой танк-истребитель будет действовать против наступающего противника в основном из засад и с больших дистанций, которые позволяют баллистика пушки и качество прицелов.

Техническое задание на танк с более толстой броней, чем у «Тигра — 1», к тому же расположенной под большими углами наклона, как у Т-34, было выдано фирмам «Хеншель» и Порше в августе 1942 г. По видимому, немецкое командование предвидело появление на фронте наших тяжелых танков с лучшим вооружением и бронированием, чем имели тогдашние танки КВ. Снова Адерс и Порше начали состязание за то, чей танк поступит на вооружение. И вновь Порше проиграл. Он взял за основу своего «Тигра-I» и постарался приспособить его к новым ТЗ. Его машина «тип 180» должна была получить 150-мм пушку длиной ствола 37 калибров (L37) или 105-мм (L70) в башне, смещенной вперед. Вскоре проект был оставлен и конструктор начал работу над образцом VK 4502(P). Поскольку считали, что на этот раз Порше выиграет соревнование с Адерсом, фирма «Вегманн» приступила к разработке для него башни. Но потребность в дефицитных материалах (в частности, меди) поставила крест и на этом танке Порше. Первый образец Адерса также был отвергнут, но второй — VK 4503(H) — был принят, и его прототип изготовлен в металле в октябре 1943 г. Адерсу предложили включить в свою машину некоторые удачные конструктивные решения фирмы MAN, работавшей тогда над улучшенным образцом танка «Пантера II». При этом исходили из желания унифицировать в чем-то новые машины.

Управление вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) разместило на фирме Хеншель заказ на 1 237 тяжелых танков «Тигр II», выпускавшихся в рамках четырех серий. Серия 420500 (заводские номера 280 001-280 176) — 176 танков, серия 420 530 (280 177-280 526) — 350 танков, серия 42 059 (280 527-280 905) — 379 танков и серия 420 680 (280 906-281 234) — 329 танков. Первоначально выпуск танков был начат на фирмах Хеншель (Кас-сель-Миттефельд) завод № 3 и Вегманн и К° в Кассе-ле (монтаж башен). В мае 1945 г. к выпуску новых «Тигров» должна была приступить фирма «Нибелун-ген» в Санкт-Валентине. Количество выпущенных танков можно увидеть на диаграмме. Всего к 31 марта 1945 г. было выпущено 477 (489) танков. Когда завод фирмы Хеншель попал в руки к американцам, еще восемь танков было на завершающей стадии сборки. Последний боеспособный «Тигр И» имел заводской номер 280 485 (280 489?). То, что нумерация не была сквозной, объясняется, по-видимому, тем, что несколько машин было уничтожено в цехе во время налета союзнической авиации 7 октября 1944 г.

Первые 50 «Королевских тигров»все же кое-что от Порше получили, а именно — башню обтекаемой формы, у которой основание командирской башенки выступало за боковую стенку. Закругленная лобовая часть создавала заметный «заман». Этот специфический термин действительно происходит от слова «заманивать»: снаряд, попадавший в скошенную часть брони, «отражался» вниз в относительно тонкую броню крыши корпуса. Этим недостатком, впрочем, страдали не только башни Порше, но и другие танки, в частности и наши послевоенные танки Т-54 первых выпусков. С июля танки Pz.ViB оснащались новой башней Адерса упрощенной конструкции, но с большей толщиной брони в лобовой детали — 185 (с наклоном 10° от вертикали) вместо 100 мм (закругленной) у Порше.