Устройство и конструкция танка Тигр-II

Устройство тяжелого танка Тигр- II VIB

Конечно, «Королевский тигр» дуэльно превосходил все танки времен Второй мировой войны и по вооружению (в бою танк против танка), и по бронированию, установленному к тому же с рациональными углами наклона. Обладал он и наибольшей боевой массой — 68 т.

Помимо пушки (KwK43 — по баллистике такая же, как на «Элефанте») отличительной особенностью Pz.VIB была форма и вообще бронирование корпуса. Верхний лобовой лист толщиной 150 мм установлен под углом 50° к вертикали, а нижний (100 мм) — под таким же, но обратным углом. Верхние (25°) и нижние (вертикальные) боковые и кормовые (30°) стенки корпуса имели одинаковую толщину — 80 мм. Дно и крыша корпуса — 40-42 мм. Борта и корма башни — 80 мм (21 °).

Броня гомогенная, но ввиду сниженного содержания в ней никеля (сказался дефицит) ее качество оказалось несколько хуже, чем у «Тигра» или «Элефанта». Все броневые листы сварены с применением сложных способов их соединения (шипы, «ласточкин хвост» и т.п.).

Новой была конструкция башни. Большая кормовая ниша позволяла разместить в ней часть боекомплекта. 22 выстрела размещались в горизонтальном положении вблизи затвора пушки, что с дополнительным механизмом заряжания давало высокую боевую скорострельность и облегчало работу заряжающего (размещенного справа от пушки).

Оптические приборы, которыми оснащались «Королевские тигры», были очень высокого качества. Прицел наводчика — монокулярный, впрочем, такой же, как и на «Тигре», марки TZF9b. Командир же располагал еще и панорамным артиллерийским прицелом. Следовательно, танк мог вести огонь на большие расстояния, которые только позволял угол возвышения пушки +15°, что больше, чем у «Тигра» -10° и даже чем у «Элефанта» — 14°. Башня в отличие от «Тигра» и «Пантеры» без полика, имела два привода механизма поворота — гидростатический (сдублированным приводом у командира) и механический, как и на «Тигре». Для уменьшения загазованности боевого отделения имелась система продувки сжатым воздухом канала ствола пушки после выстрела, но до открытия затвора. Командирская башенка такая же, как и на «Пантере». В корме башни имелся люк с прямоугольной дверцей. Он служил для смены ствола пушки, загрузки боекомплекта и как аварийный. В дверце — пистолетная амбразура.

Силовая установка, расположенная в корме, та же, что и у «Пантеры» (двигатель «Майбах» HL230P30),’ а трансмиссия отличается лишь некоторыми деталями от таковой «Тигра» (механизм поворота не имеет двух степеней свободы при прямолинейном движении). Управление механизмом поворота осуществляется гидросервоприводом посредством штурвала (имеется резервный механический привод). Катки с внутренней амортизацией расположены в шахматном порядке, но не как у «Тигра», у которого двойные катки заходили в промежутки соседних катков. У «Королевского тигра» сдвоенные катки поочередно  располагались на длинных и коротких осях балансиров. Подвеска катков торсионная одинарная. На первых и девятых узлах — гидравлические амортизаторы. Ширина «боевых» гусениц — 800 мм. Для перевозки по железной дороге гусеницы заменялись на узкие (660 мм), со снятием внешних катков. Сиденье механика-водителя регулировалось по высоте так, что на марше он мог вести танк, сидя в открытом люке. Верхние ветви гусениц прикрыты экранами в качестве защиты от кумулятивных снарядов, отстоящими от борта корпуса на 90 см. Танк оборудован той же радиостанцией, что и на «Пантере», танковым переговорным устройством на 5 абонентов и автоматическим противопожарным оборудованием. Командирские танки оснащались дополнительной радиостанцией. Их обозначение Pz. Bef. Wg. VIВ.