ЯгдТигр — истребитель танков

САУ «ЯгдТигер»

Если великолепные характеристики 88-мм пушки как противотанкового орудия вполне удовлетворяли требованиям времени, то могущество ее фугасного снаряда (при действии по небронированным целям и живой силе) было невелико. Масса его была всего 9,4 кг. Поэтому и возникла мысль вооружить САУ на базе тяжелого танка пушкой большего калибра, не теряя, впрочем, высокого действия по броне. Следуя испытанным путем установки на гусеничную базу, за образец была выбрана зенитная 128-мм пушка — ее фугасный снаряд (или осколочно-зенитный) весил 28,3 кг и содержал 3 кг мощной взрывчатки. Длинный ствол позволял придать бронебойному снаряду большую начальную скорость, т.е. высокую бронепробиваемость. В данном случае для такой пушки не понадобилось разрабатывать подкалиберный снаряд.

Техническое задание на САУ ЯгдТигер со 128-мм пушкой на базе «Королевского тигра» было выдано заводу «Нибелунген» (фирма «Штайр-Даймлер-Пух») в г. Санкт-Валентин (Авария). Фирма была тесно связана с Ф. Порше. И в этом случае он попытался внести свои коррективы.

Макет самоходки был представлен в октябре 1943 г., а прототип — в апреле следующего года. Машина получила название Panzerjager «Tiger» Ausf. В (Sd. Kfz. 186), или истребитель танков VIB, или «Ягд-тигер» — Ja Pz.VIB. Это оказалась самая тяжелая (боевая масса достигла 70 т) боевая машина из серийно изготовлявшихся в годы Второй мировой войны.

Первоначальный заказ составлял 150 единиц, но бомбежки союзной авиации помешали его выполнению, и всего их было выпущено с июля 1944 г по март 1945 г. 77 (в 1944 г. — 48 и в 1945 г. — 29); Фирме было приказано после выпуска заказанной серии перейти к производству танка «Пантера». Но после довольно успешного применения «Ягдтигеров» в Арденнской операции (декабрь 1944 г.) велено было их выпуск увеличить.

Ходовая

Ходовая часть, силовая установка и трансмиссия были взяты от «Королевского тигра». Лишь корпус был удлинен на 260 мм и направляющее колесо отнесено назад. Вот тут для упрощения и ускорения процесса сборки Порше и предложил свою ходовую часть с продольными торсионами. Две машины все же были построены (имеются сведения, что даже три), признаны неудовлетворительными, и сборку продолжили с ходовой частью Адерса. И здесь были «боевые» и «транспортные» гусеницы.

Вооружение

«Ягдтигер» вооружался полуавтоматической 128-мм пушкой Pak44L55 с горизонтальным клиновым затвором, пулеметом радиста в шаровой установке корпуса и зенитным пулеметом (не всегда) калибра 7,92 мм. Боекомплект пушки — 38-40 выстрелов, пулеметов — 1500 патронов. Заряжание — раздельное, скорострельность — 2-3 выстрела в минуту. Углы обстрела пушки по горизонту — по 1 0° влево-вправо, снижения — 7,5°, возвышения — 15°.

Броня

Бронирование — еще более солидное, чем у «Королевского тигра»: лоб корпуса — 150 мм (под углом 50°) рубки — 250 мм (15°). Боковая стенка корпуса (верхней части) и рубки выполнена из единого броневого листа толщиной 80 мм, установленного под углом 25°. Нижние листы корпуса: лоб — 100 мм (50°), борт — 80 мм (вертикальный). Над гусеницами ставились экраны в 5 мм.

Экипаж

Экипаж — 6 человек: в рубке командир слева от пушки, перед ним наводчик, два заряжающих и изолированно от них в передней части корпуса радист -справа, а водитель — слева. Они располагали семью перископическими приборами наблюдения, из них два — на крыше рубки с круговым обзором. У наводчика монокулярный прицел WZF2/7, у командира -панорамный. В задней стенке рубки люк с двустворчатой дверцей 80-мм толщины, открывавшийся только изнутри. Он использовался для выброса стреляных гильз и как аварийный.

Машина была явно слишком тяжела, часто возникали поломки в ходовой части. Чтобы неисправная САУ ЯгдТигр не досталась врагу, в ней постоянно возили два подрывных заряда — один под двигателем, другой — под казенной частью пушки.